Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная тема, на наш взгляд, очень актуальна, потому что необходимо знать, какие мысли и ценности существуют, природа человека с набором черт и характеристик занимает важное место во всей нашей деятельности и жизни. В настоящее время многие сферы человеческого труда связаны с нервным напряжением. По данным психологов, менее 40% взрослых имеют уравновешенный характер - гибкий, стресс устойчивый, с низкой чувствительностью и умеренной тревожностью. У подростков уравновешенный характер встречается очень редко. Таким образом, проявление определенных поведенческих черт подростка чрезмерно возрастает, в одних случаях наблюдается избирательная уязвимость, а в других-отличная устойчивость. Другими словами, человеку с определенным характером трудно психологически переносить определенные ситуации. Он чувствует себя растерянным, неуверенным, терзаемым сомнениями, теряет трудоспособность, а в других случаях, наоборот, ощущает достаточный или даже прилив сил и энергии. Поскольку ведущей деятельностью в подростковом возрасте (по Эльконину) является интимно-личностное общение, проблема общения является одной из важнейших сфер подростковой жизни. Исходя из этого утверждения, многие психологи единодушно признают важность общения в формировании личности в подростковом возрасте.
Глава 1. Особенности характера у подростков
1.1. Проблема изучения характера в психологии
Люди отличаются не только своими внешними данными, но и своими ментальными накоплениями, поведением и отношениями, которые связывают их с миром других людей и вещей. Каждый человек характеризуется определенной индивидуальностью, своеобразием психики и личности. Она отражает личность человека. Характер - одна из составляющих индивидуальности.
Слово" характер " широко используется в жизни и литературе. При общении с другими людьми каждый человек проявляет свой характер и оценивает его со стороны других. Общеприняты определения таких знаков, как" хороший"," плохой"," Тяжелый","Легкий". Люди с разными характерами ведут себя по-разному в схожих ситуациях, ведут себя по-разному и переживают. Если мы знаем поведение другого человека, мы можем лучше понять его поведение, выбрать оптимальный стиль общения с ним и предсказать его поведение в определенных ситуациях.
Формирование первых научных представлений о характере восходит к глубокой древности и связано с именем Аристотеля, описавшего различия в образах нравственности и мышления у разных людей. Его ученик, древнегреческий философ Феофраст, систематизировал эти различия и выделил 30 признаков, которые можно использовать для оценки типа личности, таких как лень, претенциозность и речь. Он также ввел в научный оборот термин" иероглиф " (греч. Русский врач и психолог А. Ф. Лазурский (1874-1917), считавший одной из главных задач психологии, создал поведение — раздел психологической науки о сущности, структуре, типах и развитии характера. В настоящее время поведение как личность изучается в дифференциальной психологии, предметом которой являются индивидуально-психологические различия между людьми. Характер-это совокупность устойчивых, индивидуальных характеристик человека, определяющих характерные для него способы поведения в определенных жизненных ситуациях и ситуациях.
В отличие от темперамента, который зависит от врожденных, анатомо-физиологических особенностей, прежде всего от свойств нервной системы, природа человека формируется на протяжении всей жизни, в процессе социализации и воспитания.
Понятия" черты личности "и" черты характера " часто используются как синонимы, но их следует различать. Личность как психологическое знание шире характера, это лишь одна из его структур. Центральным звеном личности является сфера возбуждения потребности. Доминирующие мотивы, ценности и цели определяют ориентацию человека. В структуру личностных качеств входят свойства, характеризующие его направленность. Что касается основных ценностей, то человек может проявить различные черты своего характера или изменить их. В этом смысле личность является более высоким авторитетом, чем характер.
Образ жизни людей, их взаимоотношения, условия воспитания характеризуются своеобразием. Природные предпосылки развития индивидуальности также различны, поэтому у каждого человека формируется уникальный набор особенностей и проявлений, присущих только ему. Однако, помимо индивидуальных особенностей, характер каждого человека характеризуется еще и чертами, присущими другим людям. Это связано с тем, что сходные жизненные ситуации людей, живущих в одинаковых социальных условиях, формируют типичные поведенческие черты. Если раньше в нашей стране многим людям были свойственны послушание, дисциплина, пассивность, то сейчас появляется все больше самостоятельных, независимых, активных людей. Кроме того, каждый член общества является членом других специфических групп — Семьи, Учебной группы, Производственной группы и различных неформальных сообществ. Каждый из них также оказывает свое влияние на характер человека. Сущность характера заключается в единстве индивидуального и типического.
1.2. Характер и особенности в подростковом возрасте
В подростковом возрасте поведенческие особенности часто обостряются, и под влиянием определенных факторов, направленных на "место наименьшего сопротивления", могут возникать временные нарушения и отклонения в поведении. При взрослении черты характера остаются очевидными, но с возрастом они компенсируются, сглаживаются жизненным опытом. Это позволяет говорить о" преходящем подростковом поведении " [2]. Черты характера при акцентуации могут проявляться не всегда, а лишь в отдельных случаях, при определенных условиях и при нормальных условиях.
Понятие" акцент " было введено в психологию К. Леонард. Его концепция" особых личностей " основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных личностных качеств. Основные симптомы гораздо меньше, но они определяют ядро личности, ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных признаков они накладывают отпечаток на личность в целом, а при неблагоприятных условиях могут разрушить всю структуру личности.
По мнению Леонарда, человеческая акцентуация проявляется прежде всего в отношениях с другими людьми.
Глава 2. Эмпирическое исследование характера у подростков
2.1. Методы организации исследования
Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.
Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.
На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции.
Встречается несколько видов острых аффективных реакций.
1. Интрапунитивные реакции представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии – нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассудные поступки с неизбежными неприятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и т. п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух, казалось бы, диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций – сенситивной и эпилептоидной.
2. Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии на окружающее – нападение на обидчиков или "вымещение злобы" на случайных лицах или попавших под руку предметах. Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.
3. Иммунитивная реакция проявляется в том, что аффект разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, а часто даже очень дурно оборачивается. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.
4. Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в "спектакль", в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилептоидной и при лабильной.
Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте, – это преходящие психопатоподобные нарушения поведения ("пубертатные поведенческие кризы"). Катамнестические исследования показывают, что если эти нарушения поведения возникают на фоне акцентуации характера, то у 80% при повзрослении наступает удовлетворительная социальная адаптация. Однако прогноз зависит от типа акцентуации. Наиболее благоприятно предсказание при гипертомной акцентуации (86% хорошей адаптации), наименее-при неустойчивой (всего 17%).
Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде:
1) делинквентности, т. е. в проступках и мелких правонарушениях, не достигающих наказуемого в судебном порядке криминала;
2) ток-сикоманического поведения, т. е. в стремлении получить состояние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других дурманящих средств;
3) побегов из дома и бродяжничества;
4) транзиторных сексуальных девиаций (ранней половой жизни, промискуитета, преходящего подросткового гомосексуализма и др.). Все эти проявления преходящих нарушений поведения описаны нами ранее.
Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера - это развитие на их фоне разнообразных психогенных психических расстройств – неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не ограничивается "динамикой акцентуаций": происходит переход на качественно иной уровень – развитие болезни.
Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов.
2.2. Результаты и анализ исследования
Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.
Опросник Шмишека помогает определить, к какому типу акцентуации характера относится тот или другой подросток.
Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов. Подростки отвечают на поставленные вопросы «да» или «нет». Вопросы и оценки теста приведены в приложении.
Мы провели исследования 30 подростков на базе общеобразовательной школы. И определили, к какому типу акцентуации они имеют большую предрасположенность. Проведя тестирование, мы выявили основные свойства характера и пришли к выводу, что в рамках данной работы мы можем привести только основополагающие факторы характера для установления типа акцентуации. Протестировав подростков, мы обобщили данные и проанализировав их занесли в сводную таблицу.
Заключение
Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: «Особенности характера у подростков» нами были реализованы все поставленные задачи, а именно - раскрыто общее понятие о характере.
Люди различаются не только по внешним данным, но и по психическому складу, манере поведения, отношениям, которые их связывают с миром других людей и предметов. Для каждого человека характерны своеобразие психики и личности, неповторимость. В этом проявляется индивидуальность человека. Характер — одна из главных составляющих индивидуальности. Различные черты характера могут быть выражены у человека в разной степени. В системе отношений к другим людям особую группу составляют коммуникативные черты: доброжелательность, отзывчивость, чуткость, открытость, искренность, вежливость.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Психология: Учебник для педвузов / под ред. Б.А. Сосновского – М., 2005.
2. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.,2010.
3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. - М., 2006.
4. Карпенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. - М., 2001.
5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – Спб., 2009.
6. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка- М., 2002.
7. Прихожан А.М., Толстых А.В. Подросток в учебнике и в жизни. – М., 1990.
8. Фельдштейн Д.И. Вопросы психологии, 1980.
9. Коваленко С.В. Психология обучения – 2007.
10. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти - СПб., 2002.
11. Психология подростка: Учебник/ под ред. А.А. Реана – СПб.,2006.
12. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1999.
13. Психология подростков и юношеского возраста. - СПб., 2000.
14. Кулагина С.В. Возрастная психология – М., 2009.
15. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 2000.
16. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2000.
17. Практикум по возрастной психологии/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф., Рыбалко – Спб.,2006.
18. Основы психологии. Практикум/ под ред. Л.Д. Столяренко – Ростов, 2000.